Доброкачественная гиперплазия предстательной железы (ДГПЖ, син. аденома простаты) — это доброкачественное увеличение размеров предстательной железы.
ДГПЖ распространена настолько, что многие исследователи говорят о неизбежности этого состояния у мужчин, проживших достаточно долго, чтобы ДГП успела развиться. К 80 годам 80% мужчин страдают этим недугом. Примерно у половины из них имеются клинические проявления заболевания, при появлении которых требуется лечение.
Причины развития ДГП изучены недостаточно. Тем не менее многочисленные исследования в этой области доказали, что в основе всех теорий лежит идея гормональной перестройки организма, начинающейся в 45–55 лет и получившей название «мужской климакс». К доказанным факторам риска развития ДГПЖ относят возраст и гормональный статус. В его развитии заболевания играют роль гормональные и генетические факторы, хроническое воспаление ткани предстательной железы и др.
Совокупность действия указанных факторов приводит к сдвигу тканевого равновесия в предстательной железе. Это проявляется формированием новых железистых структур и представляет собой местный процесс, характеризующийся узлообразованием. Постепенное увеличение предстательной железы в размерах начинается примерно в 35–40 лет и продолжается до глубокой старости.
Увеличение железы приводит к сужению просвета мочеиспускательного канала и затруднению оттока мочи из мочевого пузыря. Не менее важной причиной является ослабление сократительной способности мышцы мочевого пузыря, что, в основном, обусловлено ухудшением ее кровоснабжения и истощением компенсаторных возможностей вследствие постоянной необходимости «бороться» с увеличивающимся сопротивлением в простатическом отделе мочеиспускательного канала.
Рекомендуется диспансерное наблюдение с ДГПЖ у врача-уролога с различной периодичностью (1 раз в 6–12 месяцев) в соответствии с избранным методом лечения, включающее следующие обследования: ультразвуковое исследование мочевого пузыря с определением остаточной мочи, урофлоуметрию, заполнение дневника мочеиспускания для предотвращения прогрессирования заболевания и развития осложнений.
Клинически данное заболевание проявляется различными симптомами. На конечных стадиях ДГПЖ резко возрастает риск возникновения острой задержки мочи — состояния, при котором мочевой пузырь переполнен, пациент испытывает ярко выраженные позывы к мочеиспусканию, а помочиться не может или мочится «по каплям».
Симптомы нарушения мочеиспускания при ДГПЖ:
- ослабление струи мочи;
- прерывистое мочеиспускание;
- затрудненное мочеиспускание;
- ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря после мочеиспускания;
- необходимость натуживаться, чтобы начать мочеиспускание;
- задержка мочеиспускания;
- учащенное дневное и ночное мочеиспускание;
- невозможность/большая сложность удержать мочу при возникновении позыва на мочеиспускание.
Не все симптомы обязательно присутствуют у каждого пациента. Выраженность их индивидуальна. Необходимо помнить, что эти симптомы не являются строго специфичными для ДГПЖ и могут встречаться при раке простаты, простатите, нейрогенных расстройствах мочеиспускания, цистите, опухолях мочевого пузыря и многих других заболеваниях.
Не следует торопиться с постановкой диагноза, как только первые симптомы дадут о себе знать. Большое значение в лечении ДГПЖ имеет правильная методика обследования и постановки диагноза.
На начальной стадии заболевания мочевой пузырь после мочеиспускания опорожняется полностью и отсутствует поражение почек. На конечной стадии у пациента появляется «остаточная моча» (неполное опорожнение мочевого пузыря после мочеиспускания), вследствие чего в мочевом пузыре могут образовываться камни и дивертикулы (грыжевые выпячивания стенки пузыря).
На фоне нарушения оттока мочи из мочевого пузыря постепенно происходит растяжение мочеточников и почечных лоханок, в которых возникает хроническое воспаление — пиелонефрит. При отсутствии адекватного лечения на конечных стадиях заболевания развивается хроническая почечная недостаточность, представляющая угрозу жизни пациента.
Тактика лечения пациента, страдающего ДГП, должна определяться после проведения предварительного обследования. Согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения, минимальный перечень необходимых обследований включает в себя:
- заполнение специального вопросника — IPSS (международная система суммарной оценки заболеваний простаты в баллах), состоящего из 7 вопросов;
- оценка качества жизни по 6-бальной шкале (QOL);
- пальцевое ректальное исследование (ПРИ), в ходе которого уточняется наличие болезненности, консистенция, форма и объем предстательной железы;
- общий анализ мочи;
- определение мочевины и креатинина сыворотки крови;
- ультразвуковое исследование предстательной железы с определением наличия и количества остаточной мочи;
- исследование скорости потока мочи (урофлоуметрия);
- дневник мочеиспусканий (запись времени мочеиспусканий и объема выделенной мочи на протяжении 2–3 суток);
- определение уровня простатоспецифического антигена (ПСА) в сыворотке крови (повышение ПСА может свидетельствовать о наличие такого грозного заболевания как рак простаты);
- при повышении уровня ПСА или подозрении на поражение простаты при пальцевом ректальном исследовании показана биопсия предстательной железы;
- при необходимости рентгеновское или радионуклидное обследования почек.
Лечение
Возможными вариантами лечения являются оперативное вмешательство, медикаментозная терапия и динамическое наблюдение. Исходя из современных представлений, медикаментозная терапия должна назначаться пациентам с ДГПЖ с начальными проявлениями нарушения мочеиспускания без вовлечения в процесс верхних мочевых путей и осложнений, пациентам с относительными и абсолютными противопоказаниями к оперативному лечению, пациентам, отказавшимся от оперативного лечения или откладывающим его по различным причинам. Согласно данным статистики, эти пациенты составляют 60–70% от общего количества, обратившихся с различными расстройствами мочеиспускания, обусловленными ДГПЖ.
Динамическое наблюдение допускается у пациентов с мягкой симптоматикой, качество жизни которых существенно не страдает из-за имеющихся симптомов, и подразумевает контроль анализов крови и мочи, ПСА, результатов УЗИ и урофлоуметрии каждые 6–12 месяцев. Динамическое наблюдение, также как и медикаментозное лечение, обязательно включает элементы так называемой поведенческой терапии — ограничение приема жидкости в вечерние часы, за три часа до сна отказ от приема продуктов, обладающих мочегонным действием (фрукты, кофе, чай, алкоголь, молочные продукты), коррекцию сопутствующей медикаментозной терапии и т. д. Оперативное лечение показано пациентам с выраженной симптоматикой, вовлечением в процесс верхних мочевых путей, у которых имеются противопоказания к назначению медикаментозной терапии или последняя не дает желаемого эффекта. Абсолютные показания к выполнению операции — повторяющаяся примесь крови в моче, наличие камней в мочевом пузыре, острая или хроническая задержка мочи.
В зависимости от общего состояния пациента, сопутствующих заболеваний, степени увеличения простаты (ее объема), наличия осложнений и ряда других факторов врач может посоветовать, какая операция больше подходит в каждом конкретном случае. Следует обсудить ее эффективность, потенциальный риск развития осложнений и побочных эффектов, возможные альтернативы и после такой беседы принимать решение об операции, если таковая необходима. Нужно понимать, что само по себе увеличение простаты в размерах, до каких бы цифр она ни была увеличена, не является достаточным показанием к операции. Хирургическое лечение выполняется только при сочетании выраженной симптоматики с увеличением предстательной железы.
Урологи давно отошли от шаблонных схем лечения ДГПЖ и подходят к лечению каждого пациента индивидуально. Только такой подход позволяет добиться стойкого положительного эффекта при минимальном риске развития осложнений и побочных эффектов. Следует помнить, что любая выбранная тактика, будь то оперативное лечение, динамическое наблюдение или медикаментозная терапия, требует регулярных осмотров и обследований у специалиста для возможной коррекции проводимого лечения.